05.03.2019
Обучение
любому языку в детском саду должно быть интересным и увлекательным. В нашем
детском саду обучение строится на трех языках: русский, бурятский и английский. Русский язык как
государственный язык, бурятский язык как родной
и английский язык как международный язык общения. Обучение языков
начинается с раннего возраста, а именно с первой младшей группы. Опыт работы показывает , что малыши прекрасно понимают тот язык на котором
мы занимаемся.К малышам приходят разные герои: куклы в национальных костюмах,
животные, птицы и др. Дети любят когда
приходят в гости знакомые персонажи Баири
Туяна,чтобы поговорить на бурятском языке, послушать как они поют и рассказывают стишки. Так дети
просят их помыть руки: «Гарааугаагты!- Мойте руки! Нюурааугаагты!-мойте
лицо!», Дети также угощают их: «Баир, сайуугыш!- Баир , пей чай!,Хилээмээдиш!-ешь
хлеб!, Буузаэдиш!-ешь позы!»,Туянабоовоэдиш!-Туяна , ешь боовы!» Затем дети
могут поиграть в игры:Покачаться
на качелях «Саашаа-
наашаа дуужэн даажан», поскакать на
лошадках «Чулэ- hылэ оодороо», поиграть в мяч: «Бум, бум бумбэгэ», позвать солнышко « Наран, наран, наашаа».
В группе каждая игрушка вызывает ассоциации с каким - то словом,
словосочетанием, песней или коротким стихотворениемна бурятском языке,
например, пианино, чтобы поиграть и спеть песню: « Эжыдээдуратайб- маму я
люблю», кегля как микрофон служит, чтобы спросить: « Ши хэнгэжэнэрэтэйбши?- как
тебя зовут?», продукты, чтобы сказать: « Эдиш- ешь, амтатай- вкусно», скакалка,
чтобы сказать: « Дэбхэрэе-попрыгаем, собхорое-поскачем», кубики, чтобы сказать:
«Томогэр-большой дом, заахангэр- маленький дом» и др. Картины и рисунки оформленные на стене группы
также являются обучающим материалом. Например, наран-солнышко,можно разыгрывать разные ситуации: почему сегодня
солнышко грустное-хухюутэйбэшэ , потому что мы на неё не посмотрели, Yүлэн-тучка хочет закрыть солнышко, давайте позовем солнышко: наран , нараннаашаа,
уулэнуулэнсаашаа, и на календаре погоды отмечаем какая сегодня погода«Мүнөөдэрнаратайүдэр-сегодня
солнечный день, үүлэтэйүдэр- облачный день, hалхитайүдэр- ветренный день», В
обучении бурятскому языку помогают пять
пальчиков где каждый пальчик берет себе слово или словосочетание, например , на
вопрос: «Что мы видим на улице?- Газааюухаранабта?», дети с помощью
пальчиков-помощников отвечают: «Барбаадай»
(большой пальчик) – «Газаанаранбайна- на улице есть солнце», «Батан туулай»(указательный пальчик) -
« Газаауулэнбайна- на улице есть тучка», «Тоохонтобшо»
(средний пальчик)- «Газаашубуунбайна- на улице есть птичка, «Толи байса»( безымянный пальчик)-«Газаамодонбайна-
на улице дерево», «Бишииханшэгшуудэй»(мизинчик)- «Газаагэрбайна – на улице есть дом».В
старших группах все десять пальчиков
помогают учить бурятский язык, по каждой тематике пальчикам присваиваются новые слова и новый вопрос: «Шинииэжыямар бэ? - Какая твоя
мама?» ( Моя мама красивая-минииэжыhайхан, Моя мама
добрая-Минии эжы hайн и т.д)
Обучение детей бурятскому языку проходит не только на
специальных занятиях, но и в течение дня
в режимных моментах, на прогулке, но и на других образовательных мероприятиях (праздники, досуги,
развлечения).
Ни один праздник не проходит без включения бурятских игр, песен, стихов, инсценировок: «Тук –тук,хэнтоншоноб?- Би шандаган. Хэрбээ ши
,шандаганюумhаа, харуулышутэршэхэе!» Во время инсценирования песни нужно погромче спеть слова героя зайки, затем показать зайку
необычными движениями.
Любимая
детьми бурятская подвижная игра: «Волк и
тарбаганы», используется во время праздников, а также на прогулке, Волк ловит
тарбаганов перебегающих из одной норки в
другую, при этом тарбаганы дразнят волка на бурятском языке: «Шоно, шоношиниигэрмуухай, манайгэрсэбэр!-
Волк, волк твоя норка грязная, а у нас чистая!».
На прогулке мы закрепляем, повторяем
слова на бурятском языке, говорим о погоде, о деревьях, о животных, птицах. Например,
«Хэдыборбилоонуудыехараабибди, тоолое?-
Сколько воробьев мы увидели, посчитаем?»: Нэгэнборбилоо, хоёрборбилоо,
гурбанборбилоо, затем организуется игра «Борбилоонуудхаргыдээрэ- воробушки на
дороге»,учитель совместно с детьми говорит слова: «Борбилоонууддэбхэрнэд,
дэбхэрнэд,
харгыдээрэдэбхэрнэд,
чик-чи-рик, чик-чи-рик,
нэгэн, хоёр, гурба машина ерэбэ
(дети изображают птиц, прыгают на дороге)
После этих слов учитель берет руль , изображая машину едет по дороге,
«Борбилоонууд-воробьи» улетают (садятся на стульчики), кого задевают выходят из
игры.
В нашем детском саду вошло в традицию
использоватьежедневно некоторые высказывания, например, после мытья рук: «Миниигарсэбэр!- Мои руки чистые!». После обеда дети
говорят: «Би садааб,hайндаа!- Я наелся(-ась), спасибо!», когда
ложатся спать: «Унтая, нюдэёо анигты! – Спите, закрывайте глаза!». Воспитатели
пользуются словами: «Ерэгты наашаа- идите сюда, бодогты- встаньте,hуугты- садитесь,хубсаhаа умдэе- одеваемся, хубсаhаа
тайлая- раздеваемся, газаа гарая- выходим на улицу, группэдээ орогты- заходим в группу и др.».
Одним из эффективных форм организации
языковой среды по бурятскому языку в нашем саду является взаимодействие
воспитателя ,учителяи детей на групповых сборах , организуется беседа, во время которой учитель бурятского языка
задает вопросы вступает в диалог на
бурятском языке. Например, беседа об осени, где учитель говорит, опираясь на
картинки: «Намаргазаагоёдаа !- Осенью
красиво!», дети отвечают: «Гоёдаа!–Красиво!»,
учитель продолжает «Набшаhад шарлаа- Листья пожелтели» , «Набшаhад,
ямарунгэтэйб,?-Какого цвета, листья?».
Учитель показывает на картинке разноцветные
листья, дети называют: «Шара унгэтэй-
жёлтого цвета», «Улаанунгэтэй- красного цвета», «Хуринунгэтэй- коричневого
цвета». А также учитель просит посчитать
листья: «Хэдынабшаhад бэ, хэлэгты ?- Сколько
всего листьев?» ( хоёр- два, гурба- три), далее
воспитатель продолжает беседу по теме. Учитель
может в середине занятия организовать беседуна бурятском языке, поиграть или помочь построить дом детям на конструировании или слепить животных и т.д.
В старших и
в подготовительных группах дети играют в ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «На
приеме у врача». Для организации таких игр, учим с детьми диалоги, закрепляем
слова дома с родителями. В помощь детям
размещаются«плакаты-напоминалки» для зрительного
восприятия слов, в виде схем, таблиц.
При обучении бурятскому языку, внимание детей привлекает яркий дидактический материал, который каждый ребенок хочет потрогать ,пощупать,
повертеть и правильно сказать слова, с
этой целью используются «Круги Луллия» для закрепления и повторения слов, «Чудесный бурятский
сундучок» предназначен для знакомства детей с культурой и традицией бурятского народа.
Дети составляют предложения с помощью
лексических кубиков и дидактического фартука.
С
помощью пособия «Юрта»(настенный
дидактический модуль), разыгрываются
ситуации: «Хэнмунөөгэртээбайнаб?- Кто сегодня дома?», «Хэнайлшаарерээб?- Кто в
гости пришел?», а также учим слова: «Дээрэбайна- наверху, доробайна- внизу,
урагшааябая- вперед пошли, хойшооябая- назад идем», учимся быстро считать на
бурятском языке и называть правильно цвета.
Таким образом, обучение бурятскому языку в
нашем дошкольном образовательном учреждении
построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в
тесном взаимодействии с родительским сообществом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.03.2019
Дата обновления: 11.03.2019
Дата публикации: 05.03.2019